Три тюка

Три тюка
или Позвольте презентации сбросить вес

Лет 16 назад я впервые познакомился с PowerPoint и сразу в нее влюбился. Ни тебе конспектов, ни плакатов, да и народ с любопытством наблюдает. Сначала я пользовался чужими презентациями. Но была в них какая-то несуразность и аляповатость, поэтому многие слайды я со временем стал прятать или переделывать. Когда появились корпоративные шаблоны, стало немного проще: появилось какое-то единообразие. К сожалению, само заполнение слайдов оставалось прежним и напоминало растревоженное осиное гнездо. Много позже я стал читать книги по созданию профессиональных презентаций и с удивлением находил в них созвучные мысли и решения, к которым сам шел долгой эмпирической тропой. Хотя за свою жизнь я прочитал сотни презентаций, до простоты и совершенства мне далеко. Это не удивительно – либо ты Джобс, либо нанимаешь команду профессионалов. Конечно, дизайн презентации – не главное. Главное – настолько ли ты вдохновлен своей идеей, чтобы быть убедительным, ярким и полезным? Это звучит цинично, но твоя презентация должна продать твою идею, значит, слайды – это лишь дополнение мысли, а не наоборот. Шанс – только один, времени – минимум. В таких условиях даже десять перегруженных слайдов сорвут тебя в пике. Может быть, сбросим несколько тюков?

Первая нереальная ситуация. Вы проводите презентацию и вдруг замечаете, что публика смотрит не на экран, а исключительно на ваш галстук. Главное в презентации докладчик? Тогда зачем вся эта возня со слайдами? Почему ситуация нереальна? Докладчики, как правило, находятся в таком возвышенном упоении, что считают (в искреннем неведении) достаточным выйти и зачитать текст со слайда. Если докладчик читает слайд, может ли он уследить за изменением азимута зрачков зрителя?

Вторая нереальная ситуация. После презентации самый смелый и странный слушатель подходит к докладчику и полушепотом сообщает, что ничего не рассмотрел на кислотной схеме слайдов. Почему и эта ситуация нереальна? Потому что зритель/слушатель/курсант считает, что: а) слайд и должен выглядеть как марсианский коллаж; б) такая харизматичная личность, как Иван Иванович, лучше разбирается в дизайне; в) тошнота и резь в глазах были вызваны несвежими тарталетками на кофе-брейке. А раз зритель/слушатель/курсант так считает, с мероприятия он уходит в болезненном очаровании.

Третья ситуация – реальная. 99% профессионалов презентации (1% – это разработчики Microsoft Office) считают, что 99% презентаций в мире можно вообще не показывать – настолько они ужасны (1% – это их собственные презентации). Отчасти они правы. Но это взгляд с Олимпа, а мы с вами обычные человеки.

Презентацией сегодня никого не удивишь. Казалось бы, не было времени, когда выступающий обращался к аудитории, используя трибуну, помост или, на крайний случай, броневик.; не было фильмоскопов с рулончиками пленок и кадрами диапозитивов; не было оверхэдов с черно-белыми слайдами. Сейчас презентации проводят везде. За исключением кладбищ. Но только потому, что нет обратной связи. Если вы когда-либо проводили вэбинар и глядели на рабочий стол своего компьютера, вы понимаете, о чем я говорю. Впрочем, более очевидной причиной, надеюсь, является уважение к усопшим.

Раньше слова «презентация» просто не было. Во всяком случае, в русском. Были: речь, выступление, доклад, политинформация. Между тем, по сути, все это было презентацией. Даже какие-то картинки, плакаты и т.д. были. И были плохие доклады, и были плохие картинки. Как сейчас бывают плохие презентации. Об этом написана не одна книга, в сети существуют сотни ресурсов. Поэтому в рамках одной небольшой статьи невозможно рассказать о всех хитростях. И невозможно научить делать потрясающие презентации. Это талант. Там, где глаз обычного человека видит синий, глаз художника различает очень вкусную гамму полезных оттенков. Но давайте немного исправим уже существующие. Поверьте моему опыту, это возможно.

Подумаем вместе и попытаемся найти тот тюк, от которого можно с легкостью отказаться.

Любая презентация содержит всего три компонента: слова, изображения (и их сочетания) и фон слайда. Коротко пробежимся по тем ляпам, которые делают вашу презентацию марсианской, а вам мешают продуктивно общаться с аудиторией.

Слова

Основное правило – слов должно быть минимум. А сколько конкретно? Есть разные рекомендации, например, схема «1-7-7» предполагает, что на одном слайде присутствует только одна идея, прописанная в семь строчек, а в каждой строчке – не более семи слов. Но это значит, что вы должны создать список. А если начнете создавать список, руку уже не остановить. И потом: одна идея – один слайд. Вы же не хотите завалить публику целым рядом своих идей? Тогда не проще ли эту главную идею перенести на семь слайдов? Списки можно и нужно делать, но при этом подумайте, как будет выглядеть ваш доклад, состоящий подряд из списков. Если эти списки набраны муравьиным шрифтом, вспомните первую ситуацию Есть такое понятие как раздатка. На многочисленных тренингах я всегда поражался одному: на слайдах текст-списки-текст, а в раздатке – тезисы и картинки. Сделайте наоборот. Всем будет легче. О тексте на картинках я скажу ниже., а пока попробуйте выкинуть первый тюк – лишние списки и избыточный текст. И забудьте о том, что вам позволено читать со слайда. Вы должны говорить в зал, жить вместе с залом. Глаза в глаза. Слушатели должны смотреть в ваши глаза, а не на ваш галстук.

Изображения

Не буду говорить о том, какие изображения предпочесть: все зависит от контекста. Но уж точно ужасно выглядят картинки, фон которых резко контрастирует с фоном слайда. Если сделать заливку картинки прозрачной, на слайд можно разместить даже несколько изображений без ущерба для психики. Выигрышно выглядят изображения на весь экран. Только ищите: а) с хорошим разрешением и б) с пустым пространством, если необходимо вставить текст. Само понятие «пустого пространства» несколько шире, но это уже философия. Обойдемся пока без нее. Есть еще одна хитрость. В нашей культуре чтение происходит слева направо, следовательно, если картинка является каким-то выводом из текста, она должна располагаться справа от слов, а если изображение предполагает какую-то мысль, то оно должно располагаться слева от слов. Если вы используете полноэкранное изображение с цитатой и на изображении есть фотография автора цитаты, то это правило необязательно, но лучше, если вы вспомните опыт комиксов: там герой как бы выдувает свои слова в облачко. Поэтому в этом случае лучше расположить автора лицом к цитате. Теперь вы можете скинуть очередной тюк. Проанализируйте изображения в своей презентации, расположите их правильно и уберите фон. Может быть, вы вообще откажетесь от них. Это прекрасный вариант. Если подобное произошло, ваши рисунки изначально были лишними. Возможно, какие-то картинки поражают ваше воображение, и вы торопитесь поделиться этим открытием. Но что они значат для вашей идеи, как доказывают ее?

Фон и дизайн самого слайда

Пожалуй, самая настоятельная рекомендация в этом пункте сводится к следующему: забудьте навсегда о встроенных шаблонах. У вас должен быть свой макет. Никаких излишеств, никаких кислотных тонов, никаких рамочек, только чистый контраст. Если вы не сильны в дизайне, оставьте целомудренный белый лист. И черный текст. Без объемных букв и теней. Неплохо, если ваш макет будет единым для всех ваших презентаций. Со своим стилем вы станете узнаваемым.
Сбросьте последний тюк: создайте свой макет презентации и просто скопируйте в него старые слайды. Только не забудьте: переносить содержимое нужно без сохранения прежнего оформления.

В заключение я бы хотел пересказать одну историю, приведённую в книге Гарра Рейнольдса «Искусство презентаций» (Рейнольдс, Гарр. Искусство презентаций: идеи для создания и проведения выдающихся презентаций, 2-е изд., испр. и доп.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014, стр. 139). Один рыбак открыл собственный магазинчик и повесил над входом вывеску «Мы продаем здесь свежую рыбу». Отец рыбака отметил, что слово «мы» делает акцент на продавце, а не на товаре. Текст был заменен на «Здесь продается свежая рыба». Брат рыбака сказал, что и слово «здесь» совершенно лишнее. Вывеска получилась такой: «Продается свежая рыба». Сестра рыбака указала, что всем понятно без лишних слов – рыба в магазине может только продаваться, а на вывеске должно быть два слова: «Свежая рыба». Пришедший сосед рыбака усомнился в том, что нужно упоминание о свежести рыбы. Какой же еще может быть рыба? После этого на вывеске осталось одно слово: «Рыба». Но, возвращаясь в свой магазин после обеда, рыбак почувствовал запах рыбы, а вывески видно не было. Тогда рыбак понял, что и слово «Рыба» лишнее. Так и в вашей презентации не должно быть ничего лишнего.

© Александр Малько 09.12.2016

Alexander

Привет! Меня зовут Александр. Я автор этой записи. Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой в соцсетях или оставьте комментарий в форме ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *